О проекте бюджета на 2017-2019 гг.

Тебекин Алексей Васильевич, Директор Центра исследования проблем развития экономики Международного университета в Москве, доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации

12 октября 2016 года Минфин опубликовал проект трехлетнего бюджета, позиционируемого как бюджет «адаптации к новой реальности».
В чем же видится эта новая реальность?
Во-первых, в низких ценах на нефть.
Во-вторых, это тающие резервы (вследствие того, что аппетиты бюджетополучателей не адекватны низким ценам на нефть в новой реальности).
В-третьих, с ограничениями экономического роста (опять же обусловленными низким ценам на нефть, ибо ничего другого в расчет простого не берется).
Словом новая реальность – это низкие цены на нефть.
При такой однофакторной модели - «дефицит бюджета есть функция цен на нефть во времени» чудес ожидать не приходится. К 2019 году правительство планирует сократить дефицит бюджета до 1,15% ВВП с ожидаемых 3,94% в 2016-м.
Единственное, что радует, так это информация о том, что такие инструменты как повышение налогов и увеличение пенсионного возраста задействованы не будут.
Впрочем, не единственное. Сам факт того, что после однолетнего бюджета 2016 года правительство решило вернуться к трехлетнему циклу — тоже положителен.
Согласно плану правительства ожидается, что доходы бюджета в 2017 году по сравнению с 2016 годом немножечко вырастут (13,437 трлн руб. против 13,369 трлн руб.).
Но это в номинальном выражении. А с учетом ожидаемого в 2017 году по прогнозам Росстата уровня инфляции в 9,2% фактические доходы бюджета в 2017 году составят 12,305 трлн руб. То есть снизятся на 8%.
Правда, к 2019 году Минфин ожидает роста доходной части бюджета до 14,825 трлн руб. И это будет исторический максимум. Но опять же в номинальном выражении.
Если же пересчитать эти доходы бюджета с учетом инфляции на уровне ожидаемых в 2017 году 9,2%, то получится и вовсе 11,385 трлн руб. То есть доход 2019 года снизятся относительно дохода 2016 года почти на 15%.
Кроме того, ожидаемый рост доходов бюджета во многом связан со слабым рублем, закладываемым в бюджет на 2019 год (71,1 руб. за доллар) при прогнозе цен на нефть на 2017-2019 годы на уровне $40 за баррель.
Поэтому вполне закономерно, что доля доходов бюджета в ВВП будет неуклонно снижаться. Ожидается, что в 2019 году доля доходов бюджета в ВВП составит 15% против 19% от ВВП в 2012 году.
Но здесь уместно вспомнить, что дефицит бюджета к ВВП в 2012 году составлял 0,06%, а в 2016 году ожидается на уровне 3,94%.
Но самое главное – за счет чего ожидается рост доходов к 2019 году, на который рассчитывает Минфин?
Во-первых, это доход от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Минфин подсчитал объемы поступления от него в 2017 году на уровне 300 млрд руб., а 2018 и 2019 годах на уровне 200 млрд руб.
Интегральная эффективность от такого налога весьма сомнительна (как, впрочем, и частная - бюджетная), поскольку производители компенсируют эти налоги ростом цен на нефтепродукты, а как только подорожают нефтепродукты – подорожает все. Это уже заложенный элемент инфляции.
Во-вторых, это повышение акцизов.
С учетом с НДПИ повышение акцизов (в том числе на топливо) это уже разгон инфляции в квадрате – акциз на топливо помноженный на рост стоимости нефти за счет НДПИ.
В-третьих, повышение налогов как способ реализации непопулярных мер.
Здесь вообще комментарии излишни. Любой рост налогов увеличивает пресс на бизнес, с одной стороны, и снижает покупательскую способность населения. При этом одновременно министр финансов заявляет, что «идеология правительства — не увеличивать налоги».
Таким образом, несмотря на все заявления Минфина о сокращении расходов на деле расчет делается на рост доходов, а на экономное расходование средств.
Каким же образом Минфин собирается финансировать дефицит на трехлетку?
Структура финансирования дефицита бюджета по сообщениям изменит тренд с использования средств Резервного фонда (за счет которого в 2016 году финансировалось 2/3 дефицита бюджета) в сторону внутренних займов.
В период с 2017 по 2019 годы ежегодный чистый объем внутренних заимствований ожидается на уровне 1,05 трлн руб.
С одной стороны, это в среднем вдвое больше, чем Минфин планирует занять в 2016 году.
С другой стороны, поскольку в 2017 году наступает срок погашения госбумаг на сумму около 0,83 млрд руб., в будущем году Минфину понадобится разместить ОФЗ на сумму почти 1,9 трлн руб.
Но и это еще не все на финансирование дефицита бюджета в 2017 году планируется забрать 1,15 трлн руб. из Резервного фонда.
Таким образом, Резервный фонд будет полностью исчерпан.
Но для покрытия дефицита бюджета и этого не хватит, поэтому Минфин планирует потратить в 2017 году 660 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Пик расходования ФНБ в размере 1,14 трлн руб. по планам придется на 2018 год. В результате к концу бюджетной трехлетки 2017-2019 в ФНБ останется около 3 трлн руб. вместо теперешних 4,6 трлн руб.
При этом следует отметить, что пополняться суверенные фонды в этот период не будут, поскольку действие бюджетного правила приостановлено до 1 февраля 2020 года.
Какие же выводы можно сделать из экспресс-анализа проекта бюджета на 2017-2019 годы?
Во-первых, опять все крутится вокруг цен на нефть. И только.
Во-вторых, относительной небольшой дефицит бюджета, ожидаемый в 2016 году, на фоне ВВП (около 4%) на самом деле велик на фоне доходов бюджета (около 20%).
В-третьих, в ближайшие три года дефицит бюджета ликвидировать не удастся (-1,2% в 2019 году). И это несмотря на то, что будут задействованы и средств Резервного фонда, и Фонда национального благосостояния, а также будут размещены ОФЗ.
Все это свидетельствует о том, что при реализации проекта трехлетнего бюджета (бюджета «адаптации к новой реальности») без повышения налогов не обойдется. А это дальнейшая инфляция, осложнение условий для ведения бизнеса и снижение покупательной способности населения