Представлен «народный» рейтинг профессий, где платят незаслуженно много.
Пока средняя заработная плата в стране колеблется на уровне 80 тысяч рублей[1], представители отдельных профессий получают гораздо больше – так, курьеры могут зарабатывать почти вдвое больше, около 155 тысяч рублей[2]. Пару месяцев назад эта цифра взорвала соцсети, вызвав волну народной критики. Но, как оказалось, несправедливо завышенным россияне считают не только доход курьеров. Кому из профессионалов, по мнению пользователей соцсетей, платят слишком много, выяснили аналитики агентства Pro-Vision Communications.
В рамках исследования проанализированы 120 тыс. комментариев русскоязычных пользователей во ВКонтакте, Telegram, Дзен и YouTube. Период исследования – с 15 июля по 15 октября 2024 года.
Топ профессий, где платят слишком много
По мнению пользователей соцсетей
Профессия | Доля в общем объеме сообщений в соцсетях |
Госслужащий/чиновник | 63,40% |
Курьер/упаковщик | 15,30% |
Таксист | 10,60% |
Блогер | 4,70% |
Военный/участник СВО | 3,10% |
IT-специалист | 2,30% |
Вахтовик | >1% |
"Муж на час" | >1% |
Мастера по "ресничкам" и "ноготочкам" | >1% |
Репетитор | >1% |
Несмотря на хайп вокруг курьеров, возглавляют рейтинг переоцененных профессий не они, а госслужащие. Негатив по поводу слишком высоких зарплат чиновников встречается в 63% сообщений – в четыре раза чаще, чем у курьеров. Впрочем, чаще всего возмущение адресовано не рядовым служащим, а абстрактным «властям» и «олигархам» – руководителям и членам федеральных органов власти, а также высшему менеджменту госкорпораций. В соцсетях считают, что их «теплое и выгодное местечко» должно оплачиваться скромнее.
Помимо госслужащих и курьеров, в топ попали и таксисты: их зарплаты вызывают недоумение в каждом десятом сообщении. Как и в случае с курьерами, пользователи отмечают низкий порог входа в профессию («все мы немного таксисты») и не понимают, почему они зарабатывают «больше врачей, на которых 8 лет отучись».
А вот блогинг, который еще 10 лет назад и вовсе не считали профессией, собрал всего 4,7% негатива. Впрочем, довольно резкого: «Она как блогеры-инфоцыгане, мозгов нет, зато деньги лопатой гребет». «Досталось» от пользователей соцсетей и военным – в том числе участникам СВО, чей доход пусть и кратно превышает среднюю зарплату по стране, но предполагает высокие риски. В случае с военнослужащими пользователи чаще отмечают не столько размер выплат, сколько тот факт, что «мирной» профессией сопоставимых сумм не заработать – «только воевать или воровать».
Курьер и блогер – новая «профессия мечты»?
В ходе исследования была сделана попытка проанализировать и то, готовы ли россияне сменить профессию на одну из тех, что вошли в рейтинг – стать курьером или таксистом, чтобы зарабатывать больше. Однако число сообщений, содержащих такие желания, было на уровне погрешности. Несмотря на частое обесценивание труда таксистов и курьеров, сесть за руль и ходить по городу с тяжелой сумкой пользователи не спешат – или, по крайней мере, не заявляют об этом публично.
О желании «войти в IT» пишут чуть чаще – но не настолько, чтобы считать айтишников новыми экономистами или юристами. Рассуждая об IT-специальностях, пользователи опасаются долгого и дорогого обучения, а также боятся, что просто «не потянут» новую профессию.
Иная ситуация с блогерами и «мастерами красоты». Несмотря на огромную конкуренцию среди таких специалистов, пользователи уверены, что «всегда» или «в крайнем случае» смогут заработать, создавая контент или наращивая ресницы. Впрочем, публично об этом вновь заявляет очень ограниченное число россиян.
О группе компаний Pro-Vision
Pro-Vision Group – одна из ведущих групп компаний в России, специализирующихся на развитии проектов в сфере маркетинговых коммуникаций, ведет свой отсчет с 1998 года. В её состав входят: PR-агентство Pro-Vision Communications, а также первое в России онлайн PR-агентство – PRonline. В штате Pro-Vision 50+ сотрудников московского офиса, представители в Новосибирске и Казахстане (Алматы).
Группа компаний Pro-Vision является действительным членом отраслевых ассоциаций РАЭК, АМ и входит в Топ-10 Национального Рейтинга Коммуникационных Кампаний (НР2К). Проекты группы удостоены российских и международных наград, среди которых Серебряный Лучник, Серебряный Меркурий, Sabre Award, Gold Quill, IPRA и др.
Президент Pro-Vision Владимир Виноградов награжден РАСО «За вклад в развитие отрасли PR и популяризацию профессии», а в 2013 году стал обладателем премии «Медиа-менеджер России» за создание и уверенное развитие одной из крупнейших независимых российских коммуникационных компаний.
Pro-Vision в сети: http://pvc.ru/
[1] Росстат, https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries
[2] Forbes, https://www.forbes.ru/biznes/520302-maksimal-naa-zarplata-kur-era-sravnalas-s-dohodom-it-specialista