Схема подключения электродвигателя через контактор

Каждый день нас окружает огромное количество электроприборов. Конструкция значительной части этих приборов включает в себя электродвигатели. В одной из наших статей уже была рассмотрена схема электродвигателя и принцип его работы. Сегодня в нашей ]]>статье]]> мы расскажем, как подключить асинхронный электродвигатель прямого и реверсивного пуска.

Напоминаем, что электромонтажные работы следует проводить только с полным соблюдением требований техники безопасности.
Подключение электродвигателя асинхронного прямого пуска
Для выполнения прямого (нереверсивного) пуска асинхронного электродвигателя с местным управлением используется следующее оборудование:

• автоматический выключатель защиты двигателя, который на схеме имеет обозначение QF1;
• контактор (магнитный пускатель) с дополнительным нормально открытым контактом – на схеме КМ1;
• автоматический выключатель для защиты цепи управления – обозначение на схеме SF1;
• кнопка с нормально открытым контактом зеленого цвета с шильдиком "ПУСК" – обозначение на схеме SB2;
• кнопка с нормально замкнутым контактом красного цвета с шильдиком "СТОП" – обозначение на схеме SB1.

В первую очередь необходимо выполнить подключение силовой части. Для этого отмеряем необходимую длину провода типа ПуВ и производим подключение контактора к автоматическому выключателю защиты двигателя в соответствии со схемой:

• клемма "2" автоматического выключателя защиты двигателя - клемма "1" контактора;
• клемма "4" автоматического выключателя - клемма "3" контактора;
• клемма "6" автоматического выключателя - клемма "5" контактора.

Затем переходим к подключению цепи управления. Для этого отмеряем необходимую длину провода типа ПуВ и производим подключение по схеме:

• клемма "1" контактора - клемма "1" автоматического выключателя для защиты цепи управления;
• клемма "2" автоматического выключателя - клемма "11" кнопки «СТОП»;
• клемма "12" кнопки «СТОП» - клемма "13" кнопки «ПУСК», а также клемма "13" дополнительного контакта контактора;
• клемма "14" кнопки «ПУСК» и клемма "14" контактора - клемма катушки контактора "А1";
• клемма катушки контактора "А2" - клемма "3" контактора.

Схема подключения нереверсивного электродвигателя Выполнив подключение магнитного пускателя, подключаем сетевой питающий кабель типа ВВГнг. Зачищаем и маркируем жилы:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

После этого производим подключение кабеля к клеммам автоматического выключателя защиты двигателя в следующей последовательности:

• жила с маркировкой «L1» - клемма "1";
• жила с маркировкой «L2» - клемма "3";
• жила с маркировкой « L3» - клемма "5";
• жилу желто-зеленого цвета подключаем к свободной клемме шины заземления (как правило, обозначается знаком ).

Затем выполняем подключение кабеля типа ВВГнг для питания электродвигателя. Также зачищаем и маркируем жилы следующим образом:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

Далее осуществляем подключение кабеля к нижним клеммам контактора:

• жила с маркировкой «L1» - клемма "2";
• жила с маркировкой « L2» - клемма "4";
• жила с маркировкой «L3» - клемма "6";
• а жилу желто-зеленого цвета подключаем к свободной клемме шины заземления.

После этого заводим кабель типа ВВГнг для питания электродвигателя в клеммную коробку. Зачищаем и маркируем жилы:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

Затем устанавливаем наконечники и производим подключение:

• жила с маркировкой «L1» - клемма "U1";
• жила с маркировкой «L2» - клемма "V1";
• жила с маркировкой «L3» - клемма "W1".;
• жилу желто-зеленого цвета подключаем к соответствующему болтовому соединению заземления.

Далее устанавливаем перемычки "звезда" или "треугольник" исходя из необходимого питающего напряжения.

Таким образом, мы выполнили нереверсивное подключение асинхронного электродвигателя с местным управлением.
Схема подключения реверсивного асинхронного электродвигателя
Рассмотрим, как выполнить подключение реверсивного асинхронного электродвигателя с местным управлением. Следует отметить, что схема подключения контактора для осуществления реверсивного пуска двигателя отличается от схемы для выполнения прямого подключения.

Итак, для реверсивного подключения используется следующее оборудование:

• автоматический выключатель защиты двигателя, который на схеме имеет обозначение QF1;
• два контактора (магнитных пускателя) – обозначены на схеме КМ1 и КМ2 соответственно;
• фронтальные или боковые дополнительные контакты для контакторов с минимальным числом контактов - одним нормально открытым (1NO+1NC) и одним нормально замкнутым (2NO+2NC);
• автоматический выключатель для защиты цепи управления – обозначение на схеме SF1;
• кнопки с шильдиками "ВПЕРЕД" и "НАЗАД" – обозначение на схеме SB2 и SB3 соответственно;
• кнопка с шильдиком "СТОП" – обозначение на схеме SB1.

Сначала выполняем подключение контакторов. Для этого отмеряем необходимые длины провода типа ПуВ и производим подключение в соответствии со схемой:

• клемма "1" первого контактора - клемма "1" второго контактора;
• клемма "3" первого контактора - клемма "3" второго контактора;
• клемма "5" первого контактора - клемма "5" второго контактора;
• клемма "2" первого контактора - клемма "6" второго контактора;
• клемма "4" первого контактора - клемма "4" второго контактора;
• клемма "6" первого контактора - клемма "2" второго контактора.

Такая схема подключения магнитного пускателя обеспечит возможность изменять направление движения вала двигателя без переключения жил кабеля в клеммной коробке.

Выполнив подключение контакторов, осуществляем подключение автоматического выключателя защиты двигателя к первому контактору. Для этого отмеряем необходимую длину провода типа ПуВ и производим подключение в соответствии со схемой:

• клемма "2" автоматического выключателя - клемма "1" контактора;
• клемма "4" автоматического выключателя - клемма "3" контактора;
• клемма "6" автоматического выключателя - клемма "5" контактора.

Выполнив подключение силовой цепи, переходим к цепи управления. Для этого отмеряются необходимой длины провода типа ПуВ и производится подключение по схеме:

• клемма "1" контактора - клемма "1" автоматического выключателя для защиты цепи управления;
• клемма "2" автоматического выключателя для защиты цепи управления - клемма "11" кнопки «СТОП»;
• клемма "12" кнопки «СТОП» - клемма "13" кнопки «ВПЕРЕД», а также клемма "13" кнопки «НАЗАД»;
• клемма "13" кнопки «ВПЕРЕД» - клемма "54 (NO)" первого контактора;
• клемма "14" кнопки «ВПЕРЕД» - клемма "61 (NC)" второго контактора;
• клемма "53 (NO)" первого контактора - клемма "61 (NC)" второго контактора;
• клемма "62 (NC)" второго контактора - клемма катушки"А1" первого контактора;
• клемма "13" кнопки «НАЗАД» - клемма "54 (NO)" (54 эн оу) второго контактора;
• клемма "14" кнопки «НАЗАД» - клемма "61 (NC)" первого контактора;
• клемма "53 (NO)" второго контактора - клемма "61 (NC)" первого контактора;
• клемма "62 (NC)" первого контактора - клемма катушки "А1" второго контактора;
• клемма катушки "А2" первого контактора - клемма катушки "А2" второго контактора, а также клемма «3» первого контактора.

Далее выполняем подключение сетевого питающего кабеля типа ВВГнг. Зачищаем и маркируем жилы:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

Схема подключения реверсивного электродвигателя Затем производим подключение к верхним клеммам автоматического выключателя защиты двигателя:

• жила с маркировкой «L1» - клемма "1";
• жила с маркировкой «L2» - клемма "3";
• жила с маркировкой «L3» - клемма "5";
• жилу желто-зеленого цвета подключаем к свободной клемме шины заземления.

После этого производим подключение кабеля типа ВВГнг для питания электродвигателя. Зачищаем и маркируем жилы:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

И подключаем к нижним клеммам первого контактора:

• жила с маркировкой «L1» - клемма "2";
• жила с маркировкой « L2» (эль два) - клемма "4";
• жила с маркировкой «L3» (эль три) - клемма "6";
• жила желто-зеленого цвета - свободная клемма шины заземления.

Далее открываем клеммную коробку, заводим питающий кабель. Зачищаем и маркируем жилы:

• жила серого цвета – маркировка «L1»;
• коричневая жила – «L2»;
• черная жила – «L3».

Затем устанавливаем наконечники и производим подключение:

• жила с маркировкой L1 - клемма "U1";
• жила с маркировкой L2 - клемма "V1";
• жила с маркировкой L3 - клемма "W1";
• жилу желто-зеленого цвета подключаем к соответствующему болтовому соединению заземления.

В завершение устанавливаем перемычки "звезда" или "треугольник" исходя из необходимого питающего напряжения.

Таким образом, мы выполнили реверсивное подключение асинхронного электродвигателя.

Также вы можете посмотреть наше ]]>видео]]>, в котором детально показано, как выполнить подключение электродвигателя, а также как правильно подключить контактор для обеспечения прямого и реверсивного пуска двигателя.