​Первые электрические

Команда Togliatti Racing Team (TRT) Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) покорила международные студенческие инженерные соревнования «Формула Студент» 2024. Тольяттинский элетроболид стал вторым за всю историю соревнований, вышедшим на гонку и первым, среди всех отечественных команд с электроболидами, завершившим её.

Togliatti Racing Team – единственная в России команда, чей электрический болид (класс EV) полностью соответствует регламенту соревнований и вторая команда в стране за всю историю проекта «Формула Студент», создавшая полноценный EV-болид.

Именно с этим болидом ребята отправились на соревнования в Ленинградскую область. На автодроме «Игора Драйв» мастерство пилотов испытывали элементами: ускорение, восьмёрка, автокросс и гонка на выносливость.

– Трудоёмкость выступления в электрическом классе значительно выше бензинового – в три-четыре раза, – рассказывает заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института машиностроения ТГУ, консультант команды Александр Бобровский. – Если в бензиновом классе вся техническая инспекция занимает 3–4 часа, в случае безошибочной подготовки, то в электрическом – только на техинспекцию отдельного аккумулятора уходит до суток. Затем проводят такую же длительную электрическую инспекцию всей машины, и только потом наступает привычная для нас, «быстрая и простая» инспекция – механическая.

Помимо решения технических сложностей, инженерам ТГУ предстояло продемонстрировать всё своё мастерство и сразиться с сильными, в том числе, иностранными командами. По словам Александра Бобровского, за последние 7 лет ни одна российская команда с EV-болидом не проходила гоночный трек. Поэтому ажиотаж среди специалистов во время выступления TRT был огромным. После финиша стало понятно, что тольяттинские инженеры опередили в том числе сильнейшую индийскую команду и стали абсолютными победителями в своём классе.

– Электрический класс очень дорогой, – говорит Александр Бобровский. – Только один аккумулятор нашей машины с сопутствующей инфраструктурой стоит сейчас около 1.5 млн руб. Весь наш болид стоит 4,5 млн, автомобили соперников – в два раза дороже. Каждая серьезная система в машине дороая и не всё мы можем купить, поэтому частично использовали в болиде собственные технические решения.

Инженерные находки тольяттинских ребят регулярно с успехом проходят проверку на треке. У Togliatti Racing Team уникальный показатель успешных финишей – из 15 стартов болид ТГУ не доехал до финиша всего дважды. Для сравнения, и в России, и в мире команды формулистов сходят с дистанции, как правило, в половине заездов.

По результатам соревнований «Формула Студент Россия», команда из ТГУ заняла призовые места во всех номинациях. Судьи отдали TRT первое место за энергоэффективность болида, гонку на выносливость, защиту отчёта о себестоимости, презентацию бизнес-плана, а также третье место за защиту конструкции. Команда подтвердила звание самой титулованной в России – сейчас на счету TRT 7 побед на «Формуле Студент Россия».

– Наша победа в классе EV, обозначает лидерство ТГУ в России среди университетов, замахнувшихся на самый технологичный и инновационный класс «Формулы Студент», – интерпретирует результаты Александр Бобровский.

Отдельно проходила специальная номинация от спонсоров соревнований, департамента цифровой трансформации машиностроения «Ланит». В её рамках команды представляли результаты применения современных методов выявления потенциальных ошибок на разных этапах разработки скоростного автомобиля. В результате упорной борьбы команда из Тольятти обошла инженеров МГТУ им. Баумана и заняла первое место.

Конструкторские решения, позволяющие TRT успешно финишировать на соревнованиях, создаются в передовой инженерной школе (ПИШ) «ГибридТех» ТГУ, созданной в рамках федерального проекта Минобрнауки РФ «Передовые инженерные школы». Он нацелен на подготовку высококвалифицированных инженеров нового поколения, способных обеспечить стране технологический суверенитет.

Для справки

Formula Student Russia – ежегодное соревнование, в котором сильнейшие технические вузы представляют самостоятельно спроектированные и построенные болиды. Состязания проходят в два этапа. Во время статических испытаний команды защищают перед судьями инженерно-технический проект своей разработки, бизнес-план производства болида, представляют полный отчёт о стоимости. Затем машины выходят на испытания динамические – на гонки. Завершаются соревнования Formula Student Russia традиционной гонкой на выносливость – самым длинным заездом, в ходе которого проверяется надёжность болида, а также его энергоэффективность.