Русский язык – путь к взаимопониманию

По оценкам разных экспертов, число людей, которые относят себя к русскоговорящим, изучают русские язык и культуру, хотят быть причастным к русскому языку или к русскому миру, доходит до 300 млн человек.

Такие сообщества начинают проникать во все более и более дальние точки мира, носители русского языка становятся заметными участниками миграционных и дргуих глобальных процессов. Хотят учить русский язык, общаться на нем не только в государствах Содружества, повышенный спрос на программы изучения языка и русскоговорящих специалистов отмечается в государствах АСЕАН, БРИКС, Европы, Африки и Северной Америки. Интерес к русскому языку определяется перспективами получения хорошего образования, экономическим и гуманитарным сотрудничеством, востребованностью кадров со знанием русского языка.

Недавно завершился очередной этап проекта, который НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург реализует в рамках ФЦП «Русский язык». Преподаватели университета в этом году посетили с лекциями и семинарами пять стран – Казахстан, Италию, Индонезию, Вьетнам и Камбоджу.

Основная цель проведения серии семинаров, посвященных культуре нашей страны и развитию российского образования и науки, - формирование и продвижение позитивного образа России в странах, имевших в прошлом обширные политические, социально-экономические, культурные, образовательные и научные связи с Советским Союзом. Во многих из них еще сохранилась историческая память о качестве образования на русском языке. Однако в силу ряда причин связь между нашими государствами была частично или полностью утрачена, что привело к значительным лакунам в информированности населения о современном состоянии российского общества, культуры, образования.

Константин Платонов, директор Центра международного сотрудничества НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург:

Проект, который реализует наш университет в рамках ФЦП «Русский язык», имеет большое значение для укрепления позиций нашей страны и для повышения престижа российского образования за рубежом. В таких вопросах очень важна регулярность, эффект постоянного присутствия. Если посмотреть на наших западных коллег – например, Францию, Германию, Великобританию, Швецию – они реализуют похожие проекты на протяжении многих десятков лет. Это пример государственной политики, направленной на развитие так называемого фактора «мягкой силы», на формирование лояльности местных элит к национальной культуре и в итоге – к самому государству. Через изучение русского языка, рассказы о сегодняшнем дне и об истории нашей страны у людей формируется ее позитивное восприятие, уходит недоверие, появляется заинтересованность в более глубоком знакомстве.

Визиты лекторов, живое общение – это очень правильная альтернатива СМИ с точки зрения формирования общественного мнения. В итоге люди начинают больше интересоваться нашей страной, сами ищут и анализируют информацию, начинают задумываться, а почему бы не вести бизнес с Россией или сотрудничество в какой-то другой сфере. В конечном итоге это ведет к улучшению отношений между странами.
Полезны такие проекты и для преподавателей университета. Ведь к нам с каждым годом приезжает все больше иностранных студентов, порой, из самых далеких стран.

Побывать в этой стране, посмотреть и почувствовать, чем там живут люди, о чем думают, чем интересуются – это же бесценный опыт для педагога, позволяющий потом правильно оформить и донести знания до студента с учетом того, что называется национальными особенностями. Такие выезды это еще и возможность установить академическое сотрудничество с местными университетами, наладить обмен студентами, лучше понять современные мировые тенденции в образовании и науке. Почти каждый такой визит заканчивается установлением прочных партнерств. Надеюсь, у нас будет возможность продолжить этот проект и в следующем году.
]]>https://cont.ws/@obeer/806473]]>
Светлана Алексеева